ВСТРЕЧА ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛ

Если актеров столичных театров новосибирцы еще имеют возможность увидеть на сценах местных театров, то приезд студентов Школы – студии МХАТ – это событие не частое. И, оказалось, наблюдать за этюдами вчерашних школьников бывает не менее интересно, чем за работой маститых профессионалов.

Для знакомства и совместного общения педагогами НГТИ и Школы – студии МХАТ была придумана Летняя академия актерского мастерства.

О том, как родилась идея Летней академии, о ее целях и задачах журналистам рассказали ректор НГТИ, режиссер Сергей Афанасьев, Заслуженный артист РФ, доцент кафедры актерского матерства Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий и режиссер, доцент кафедры актерского мастерства Школы-студии МХАТ Виктор Рыжаков.

Игорь Золотовицкий:

- Эта идея возникла у Виктора Рыжаков и Сергея Афанасьева давно, еще до того, как мы стали набирать тех, ребят, которых вы видели сегодня на сцене. Но на самом деле, идея носилась в воздухе: наш предыдущий курс был наполовину «таллиннский», то есть это были русские ребята, но с эстонскими паспортами. И мы все четыре года ездили в Таллинн. И это было прекрасно для ребят! И мы подумали: как бы сделать так, чтобы и этот курс в этом смысле не ущемлен, чтобы такие вот гастроли развивали ребят творчески. И тогда Виктор Рыжаков предложил связаться с Сергеем Афанасьевым. Идея получила продолжение, и как-то быстро мы поняли, что это возможно! Нашлись люди, которые дали на это деньги. Ну, а то, как нас здесь приняли - это приятно удивило! За это огромное спасибо Сергею Афанасьеву, который тоже нашел спонсоров. Наше пребывание здесь - это невероятное что-то! Мы своим общежитием в Москве гордились, но видим, что и здесь всё просто отлично. А что дальше? Будем продолжать сотрудничать. Зимою ждем ваших студентов. Что это будет по форме - тоже решаем. Может это будет класс-концерт, или просто ребята приедут на экскурсию, походят по театрам. Посмотрим!

Виктор Рыжаков:

- Главное, чтобы ребята общались, и между ними проходил такой взаимообмен!

Как сказали педагоги, студенты Школы-студии МХАТ приехали в Новосибирск не только «себя показать», но и «других посмотреть». И выяснилось, что чужой опыт вызывает и споры, и интерес.

Игорь Золотовицкий:

- Когда мы смотрели класс-концерт студентов НГТИ, мы искренне аплодировали. Очень приятное впечатление! Это ведь вещь настолько непростая - преподавание на I-II курсах. Анатолий Миронович Смелянский устраивал симпозиум «Как нужно преподавать на I-II курсах». У каждого своя методика, каждый ощущает свою правоту. И здесь главное - зажечь ребят! Чтобы они понимали природу актерского удовольствия! Как сказал мой друг, замечательный актер Юрий Стоянов: «За 15 лет работы в БДТ, занимаясь актерством, я понял одну простую вещь: главное - это понять природу свое актерского обаяния!» Наверное, это так! И мы на I-II курсах мы как раз должны это ребятам привить. А нюансы? Конечно, они есть! У педагогов, которые преподают здесь, понятно, что они имеют несколько иной выбор. Потому что все едут поступать сначала в Москву, потом Питер, а уже потом во все остальные театральные институты. В этом смысле в Новосибирске работать труднее. И ошибаются все! И нам приходится расставаться со студентами после первого курса. Кто-то не справляется с нагрузками, кто-то со своим природным обаянием. Это процесс нормальный! Те из ребят, кто хочет доказать, что они что-то могут, поступают в другие институты.

Один из главных вопросов, который интересовал журналистов, был таков: почему для этого театрального и студенческого проекта был выбран именно Новосибирск?

Виктор Рыжаков:

- Потому, что здесь есть Афанасьев. Человек, который аккумулирует вокруг себя определенное пространство. Он здесь делает то, что мы пытаемся сделать в Москве. И, поверьте, разница здесь только в месте и в неком статусе. Москва - это столица, а Новосибирск - крупный региональный центр. Всё остальное - то же самое. Наши профессиональные интересы пересеклись. Мы хотим развивать это театральное пространство. И этот взаимообмен нужен всем, чтобы не было такого дисбаланса: там лучше - здесь хуже!

Игорь Золотовицкий:

- Вы знаете, очень важно, если эти молодые ребята сейчас поймут: в Новосибирске театральная жизнь не менее интенсивна, чем в Москве! И отношение к театру не менее профессиональное! А почему мы не допускаем, что кто-то из наших московских студентов приедет к Афанасьеву или к кому-то еще и скажет: а можно мы у вас покажемся? В наше время это было! И ничего в этом зазорного не было! Мои однокурсники работали в Таллинне, в Петербурге, в Саратове, в Киеве, в других городах. И это трудно переоценить! Нужно, чтобы ребята видели: театральная жизнь есть не только в Москве!

Виктор Рыжаков:

- Пришло время активной интеграции. Мне кажется, этот процесс уже не остановить. Театральное пространство нужно объединять, делать едино насыщенным. Вот поэтому мы и предпринимаем такие проекты, чтобы ощущать себя равными в этом театральном пространстве. Как мы общаемся, свободно и открыто, говорим на одном языке, вот так же мы хотим, чтобы наши студенты общались! Театр - един, он не определяется местом, наличием количества театральных залов. Это - состояние души!

Сергей Афанасьев:

- Понимаете, вот мы, организаторы это проекта, можем придумывать какие угодно формулировки для чего нам это надо. Но другим доказать это не всегда получается. Вот я, например, не смог доказать департаменту культуры зачем нам это нужно! И, пользуясь случаем, хочу сказать, что на этот проект не было потрачено ни копейки бюджетных денег. Всё профинансировали спонсоры. И все педагоги, которые будет работать на нашей Летней театральной академии, никаких гонораров не получают. Главный вопрос: почему тогда мы это делаем? Мы точно знаем одно: это нужно нашим студентам! Необходимо! Скажем, наших новосибирских студентов я могу понять более конкретно, но раз приехали москвичи, значит и им это тоже нужно. Им нужно расширять пространство своего профессионального сознания. И не до уровня Садового кольца!

Игорь Золотовицкий:

- Да, совершенно согласен! Мне даже кажется больше: заканчиваются времена, когда пределом мечтаний актера было устроиться в какой-нибудь московский театр. Уже не хотят в любой! Москва перенасыщена актерами. Каждый год выпускается 400 молодых актеров. Всё, она это не проглатывает! Не устраиваются люди. И мы, педагоги, иногда приходим от этого в ужас: недавно совсем очень талантливую девочку мы не смогли распределить! А если бы она приехала в Новосибирск, поиграла бы здесь год-два, набралась опыта - это было бы нормально! В Европе все давно так делают. Во Франции нет прерогативы Парижа, как театральной столицы. Или Леону, Марселю. Авиньон - это вообще деревня! Я думаю, что это пережиток советской системы обязательного распределения: обязательно остаться в столице! Ведь в России уже есть такие театральные центры, как Омск, Новосибирск, Самара, Екатеринбург. Я был бы доволен, если бы ребята понимали, что работать и зарабатывать этой профессией можно не только в Москве.

Сергей Афанасьев:

- Процесс личностного становления - это главная задача нашего проекта. И это сегодня еще очень сильно зависит от ощущения «провинциальности» или «не провинциальности». И мы пытаемся, насколько можно, эти границы разрушить, чтобы у ребят не было этого комплекса.

Игорь Золотовицкий:

- Конечно! Я во многих интервью говорю, что Россия - единственная страна, где слово провинция носит нарицательный характер. Это всё из времен «электричек за колбасой». И судя по нашим гастролям, эти времена проходят. Мне лично, публика в регионах нравиться больше, чем избалованный московский зритель.

Программа Летней академии состояла не только из класс-концертов студентов двух ВУЗов. Также состоялся выезд на Алтай, где прошли мастер – классы под руководством московских и новосибирских педагогов.

Сергей Афанасьев:

- Алтай - это место, которое притягивает людей со всего мира. В том числе и творческих. В этом смысле вопроса не было: приглашая гостей в Сибирь, мы подумали, что грешно не съездить на Алтай. Перенести часть нашей программы туда.

Виктор Рыжаков:

- У нас есть возможность провести время в таком уникальном энергетическом месте. И там, я думаю, может произойти такое «путешествие». Нечто подобное делал и великий польский режиссер Ежи Гротовский. Я сейчас говорю об области души. Сегодня явный недостаток в духовном обмене, в духовном общении. А то, что касается наших каких-то умений, они быть может там найдут себе совершенное иное применение. Мы на это надеемся!

Сергей Афанасьев:

- Это встреча двух театральных ВУЗов: один - старейший в стране, другой - самый молодой. Поэтому мы, конечно, хотим «позаимствовать» несколько традиций, которых у нашего института еще нет. И преемственность здесь на лицо!

Есть твердая увереность, что творческое общения студентов театральных ВУЗов Москвы и Новосибирска будет продолжено.

Автор: Станислав Якушевич
Источник: Большой Новосибирск
Опубликовано: 03.09.2007


<< Назад















Уважаемые представители СМИ!

Если для Ваших публикаций или телепрограмм Вам необходимы материалы или фотографии с нашего
сайта без логотипа и с хорошим разрешением,
пожалуйста, обратитесь к администратору сайта
(elenadvd@v-lazer.com).


Уважаемый посетитель!

Просим Вас проголосовать за Игоря Яковлевича Золотовицкого на сайте http://www.kino-teatr.ru
и на сайте ruskino.ru


Уважаемые посетители, если у вас есть материалы, которые не были включены в рубрики сайта, просьба прислать их нам. Не забывайте подписываться.

Если Вы увидели, что Ваши фотографии или статьи не подписаны, пишите нам. Авторство некоторых работ установить не удалось.